Дороги Черногории, или что такое «полако»
Июнь 03, 2019

Дороги Черногории, или что такое «полако»

Автодорожная сеть Черногории уникальна – она почти вся состоит из горных серпантинов. Поскольку поездку по ним сопровождают потрясающие виды, любое автомобильное путешествие по Черногории становится незабываемым, полным фантастических впечатлений. Безумно красивые панорамы сопровождают водителя и пассажиров на протяжении всей поездки по стране. Но существуют и сложности. Остановимся на таких моментах подробнее и расскажем, почему осторожность и осмотрительность должны быть основными качествами водителя на черногорских трассах.

Особенности дорожной сети Черногории

Автострад международного уровня в Черногории нет. Тем не менее качество дорожного покрытия можно назвать хорошим. Власти этого балканского государства предпринимают много усилий, чтобы поддерживать дорожную сеть в отличном состоянии. Ведь смотреть на уникальные горные красоты этой страны лучше всего именно из окна автомобиля.

Сразу следует подчеркнуть: если кто-то боится водить машину на горных серпантинах, ему лучше воспользоваться общественным транспортом. Экскурсионных автобусов и маршруток в стране множество, водители прекрасно знают все сложности трасс и имеют большой опыт. Но и брать авто в аренду и попробовать свои силы в самостоятельном путешествии по черногорским трассам тоже можно. Главное – быть осторожным, соблюдать все правила и никуда не спешить. На дорогах в горах часто бывают оползни, в любой момент за очередным поворотом прямо на полотне может оказаться большой камень. Дополнительной трудностью для водителей являются горные тоннели. Въезжая с яркого солнца в полностью тёмный, неосвещённый тоннель, водитель не сразу адаптируется, «слепнет». Аналогичная ситуация и при выезде из тоннеля на яркое солнце. Черногорские тоннели бывают довольно извилистыми, поэтому водителям надо быть предельно собранными и внимательными, не выезжать на дорогу в состоянии усталости.

Практически все автострады Черногории бесплатны. Но за проезд в тоннеле Созина и паром в Бока-Которском заливе оплата взимается. Платным является также 13-километровый участок Требинье – Херцег-Нови.

Самой опасной трассой Черногории считается серпантин из горнолыжного курорта Колашин в столицу страны Подгорицу. Всего 70 километров, но как же тяжело они даются всем, кто едет по этому маршруту. Он весь уставлен портретами, крестами и памятными табличками людей, которые погибли на этой трассе, которая сама по себе очень красива – зелёные горы, серые отвесные скалы, многочисленные тоннели и мосты, голубая лента реки, вьющаяся где-то внизу.

Местные особенности вождения автомобиля

Черногорцы не слишком придерживаются правил дорожного движения. Множество автомобилей имеют небольшие повреждения бампера и массу царапин. Чуть задеть чужой бампер здесь не считается дорожно-транспортным происшествием. Поэтому при аренде авто не экономьте на полной страховке. Превышений скорости на черногорских дорогах практически не бывает. Да и невозможно разогнаться на горном серпантине – такие водители просто улетают с трассы в реку или врезаются в скалу. Но случается, что и во встречный транспорт. Поэтому если ваше путешествие по Черногории первое, постарайтесь исключить вождение в ночное время или в условиях ограниченной видимости – в дождь, снегопад, туман. Часто на трассу выходит скот, который выпасают местные жители, бывает и транспорт, стоящий у обочины (при том, что ширина некоторых горных серпантинов в Черногории составляет «полторы полосы»).

Местные стараются водить свои автомобили в темпе «полако» (крайне медленно и осторожно, неспешно), опираясь на пословицу «тише едешь – дальше будешь». Однако при этом редко включают поворотники, могут не пропускать пешехода, не обращают внимания на дорожную разметку – пересекается даже двойная сплошная. А уж выезд на встречную полосу у черногорцев вообще не считается нарушением. Кроме того, часто встречаются ситуации внезапной остановки автомобилей посреди трассы – это два знакомых или родственника, увидев друг друга, решили пообщаться. За такие моменты в Черногории даже не штрафуют.

А вот чего черногорцы практически не нарушают – это правила парковки. Дорожные службы мгновенно увозят авто нарушителя с места паркинга, и потом приходится немало повозиться, чтобы выкупить машину обратно. Это долго и дорого, поэтому народ предпочитает не тратить деньги там, где можно спокойно соблюдать правила.

За что водителей в Черногории наказывают

Нельзя пользоваться (и даже перевозить в запечатанной коробке) детекторы авторадаров, зато разрешают возить канистры с топливом. Нельзя передвигаться на авто, не пристегнувшись (водитель, которого увидели «без ремней», заплатит штраф 20 евро, а непристёгнутый пассажир, даже на заднем сиденье, – 15 евро). Полиция выписывает квитанции, но оплату не принимает. Предложение полицейскому «договориться» может закончиться заключением в тюрьму. Чаще всего автомобиль останавливают только для того, чтобы поздороваться, проверить документы и пожелать счастливого пути. Если водитель ведёт себя неадекватно, последует проверка на содержание в крови спиртного – более 0,3 промилле влечёт за собой штраф, и его размер тем больше, чем больше найдут алкоголя в крови (даже арест до 60 суток, если уровень составит более одного промилле).

Сотовым телефоном без освобождающей руки гарнитуры пользоваться запрещено (можно лишиться сразу до 150 евро). Обязательно использование фар ближнего света, причём в любое время суток и круглый год. Если в салоне дети, то до 12 лет они могут находиться исключительно на задних сиденьях, а до 5 лет – в детских автокреслах.

Осторожнее с тонировкой стёкол. Степень светопропускания лобового стекла должна составлять не менее 75%, а передних боковых стёкол – не менее 70%. Если автомобиль оборудован двумя зеркалами заднего вида, тонировка задних стёкол не регламентируется.

Конечно, при аварийной остановке нужно надевать светоотражающий жилет, выставлять знак аварийной остановки. Поэтому их надо обязательно иметь в салоне, как и аптечку первой помощи. Выйдя из авто без жилета, можно получить штраф до 50 евро. Если лампы в авто не ксеноновые и не неоновые, нужен комплект запасных ламп.

Использование зимних шин в Черногории является обязательным с 15 ноября до 31 марта для транспортных средств общей массой до 3.5 т только при наличии на дорогах сплошного слоя снега или льда. За несоблюдение данного правила предусмотрен штраф от 60 до 150 евро. В том случае, если на дороге имеется снег или лёд, то сумма штрафа возрастёт от 80 до 300 евро.

Цепи противоскольжения разрешается использовать только в том случае, если дорога полностью покрыта снегом или льдом. Запрещены шипованные шины.

Желаем вам хорошего отдыха в Черногории! Но помните, что отсутствие международного водительского удостоверения обойдётся вам в штраф размером от 30 до 80 евро. Вы не готовы к таким тратам? Приглашаем быстро и легко оформить международное водительское удостоверение на нашем сайте. Это не займёт у вас много времени и усилий, зато данный документ пригодится не только в Черногории.

Пожалуйста, введите Ваш email в поле ниже и нажмите "Подписаться"
Подпишитесь и получите наиболее полные инструкции о приобретении и использовании Международных Водительских Прав, а также советы для водителей при нахождении зарубежом

IMPORTANT NOTICE: Due to the COVID-19 pandemic and closed borders, there is a huge delay in the delivery of regular airmail and EMS. Please choose UPS or DHL, if it is important for you to receive the document on time.

Roads in Montenegro or the concept of "polako"
June 03, 2019

Roads in Montenegro or the concept of "polako"

Montenegro has a unique road system comprised of mountain spiral roads. Thanks to its gorgeous views, driving here turns into unforgettable and fantastic experience. Stunning scenery is what always follows you through the whole trip. However, not all is good. This time we are going to highlight some of these issues and tell you why Montenegrin drivers must exercise prudence and cautiousness.

Montenegrin road system

There are no world-class highways in Montenegro. Nevertheless, the roadway quality is fairly good. The local authorities are doing their best to maintain its quality.

We would like to emphasize the fact that if you are not confident on a spiral road, you’d better go by public transport. There are many tour buses and route taxis in the country. The local drivers are experienced enough and know the roads very well. However, you can also rent a car and drive your own way across Montenegro. Please be careful, follow the rules of the road and do not hasten. Mountain roads are prone to landslides. Other challenges for the drivers are alpine tunnels. When you enter a dark, unlit tunnel after driving in bright sunlight, your eyes need some time to get used to it. The same happens when you exit the tunnel. Tunnels in Montenegro may be quite windy, thus, the drivers must be extremely cautious and drive only if they had enough rest.

Almost all highways in Montenegro are toll free. However, you will have to pay your fare for travelling through the Sozina tunnel and a ferry in the Bay of Kotor. Another paid section of the road is a 13-km Trebinje — Herceg Novi area.

The most dangerous section in Montenegro is a spiral road leading from a ski resort of Kolašin to the capital of the country in Podgorica. Some 70 kilometers of a tough road. There are lots of portraits, crosses and memorial signs dedicated to those who died on this road. However, the route itself is absolutely fascinating with its green mountains, gray cliffs, numerous tunnels and bridges, blue waters.

Local driving habits

Montenegrin do not adhere too strictly to traffic rules and regulations. Many cars have minor bumper damage and lots of scratches. If you slightly hit smb’s bumper, this is not even considered to be an accident. Thus, if you are going to rent a car, please do not cut corners on full insurance. The vehicles hardly ever exceed the speed limits. Otherwise, those who drive over the allowed speed either skid off course or slam into a rock. However, at times, they slam into the oncoming traffic. Thus, if this is your first time in Montenegro, please avoid driving at night or in poor visibility (when it is rainy, snowy or misty). Beware of livestock on the road and vehicles by the side of the road (since the width of some spiral roads is only “one and a half of the lane”).  

Montenegro residents have their own driving style, the so-called “polako” (very slow and careful) which has the same meaning as a Russian proverb “The slower you go, the farther you get”. However, they seldom indicate, tend not to yield the way to pedestrians, ignore road markings (they cross even a solid double line). Moving into the oncoming traffic lane is not considered to be a violation at all. Moreover, quite often drivers may suddenly stop in the middle of the road to greet each other or simply make small talk. Montenegrin never get penalty tickets for that.

What Montenegrin really obey are the parking rules. Highway service immediately takes away a violator’s car from where it was parked. Thus, it will take some time for you to recover your vehicle for parking violations. It is long and costly. That’s why Montenegrin prefer not to waste their money and simply follow the rules.

Fines in Montenegro

In Montenegro, it is not allowed to use (and even transport in a sealed box) safety camera warning devices. However, it is allowed to transport fuel cans. You must always buckle up (if a driver is unbuckled, he/she will be fined 20 Euro. An unbuckled passenger even in the rear seat will be fined 15 Euro). The police issue receipts but accept no payment. If you try to bribe a police officer, you risk being jailed. In most cases, the police stop the vehicles to greet a driver, check the documents and wish a safe trip. However, if a driver acts strange, he/she will undergo a blood alcohol test. When the maximum drink drive limit exceeds 30 mg per 100 ml of blood, you will be fined. The higher the level of alcohol, the higher the fine (you may be even arrested for 60 days if a blood alcohol test shows more than 1 ppm).

It is prohibited to use a mobile phone while driving. Make sure your car is fitted with a hands free device. Otherwise, you may be fined up to 150 Euro. Dipped headlights are obligatory 24/7. It is prohibited to transport children under the age of 12 in the front seat. To transport children under the age of 5, use appropriate child restraints.

Keep in mind that the windscreen capacity should be at least 75% and 70% for front side glasses. If a vehicle is fitted with two rear-view mirrors, rear window tinting is not regulated by the law.

In case of a car accident, you must wear a reflective vest and put a warning triangle. A first-aid kit is also a must. That’s why make sure you have these items before driving somewhere. If you leave your car without putting on a vest, you may be fined up to 50 Euro. If you have no xenon or neon bulbs, take some spare bulbs.

Winter tires are obligatory from the 15th of November to the 31st of March for vehicles with total weight up to 3.5 tons if there is a layer of snow or ice. Violators will be fined 60 to 150 Euro. If there is snow or ice on the road, you will fined 80 to 300 Euro.

You are allowed to use snow chains only if the road is fully covered with snow or ice. Studded tires are forbidden.

We wish you a safe journey to Montenegro! However, keep in mind that if you have no International Driving License, you will be fined 30 to 80 Euro. Don’t waste your chance to apply for an IDL on our website. It is as easy as ABC! Just try!

Please type your email in the field below and click "Subscribe"
Subscribe and get full instructions about the obtaining and using of International Driving License, as well as advice for drivers abroad