Получаем водительские права в Норвегии
Сентябрь 14, 2018

Получаем водительские права в Норвегии

Обладание водительским удостоверением, полученным не в государстве, которое входит в Европейский Союз, или в США, предоставляет возможность пользоваться им на норвежских дорогах. Но только три месяца. После чего придётся пройти процедуру получения водительских прав (уже норвежских) снова, причём и в теоретической части, и в практической. В данной статье мы расскажем, как это сделать.

Алгоритм получения водительского удостоверения в Норвегии

Обладать водительским удостоверением в Норвегии крайне комфортно, так как существует множество небольших городков, где без автомобиля очень неудобно и дорого. Но процедура получения ВУ в Норвегии громоздка, длительна и недёшева (всё вместе выходит более трёх тысяч евро, или 150 тыс. руб.). Норвежский обладатель водительского удостоверения – это почти небожитель, ведь он перенёс столько сложностей, пока получал права! Кстати, норвежские ВУ ранее выдавались до 100-летнего возраста. Сейчас их ограничили 75 годами. То есть водительские права не меняют каждые 10 лет, как, например, в России. По статистике из 5 миллионов населения Норвегии каждый год обучаются на права 50 000 человек (один процент), и из них приблизительно 80% получают водительское удостоверение. Норвежцы сдают экзамен удачно обычно на второй-третьей попытке.

Для получения водительского удостоверения в Норвегии необходимы определённые условия:

Иностранец имеет право регистрироваться для прохождения процедуры получения водительских прав не ранее, чем после полугода обладания статусом «вид на жительство» – ВНЖ.

Старшеклассники начинают учиться в 16 лет, но за руль их пустят только в 18. Они, а также те, кто не достиг возраста 25 лет и никогда не имел ВУ, полученного в других странах, посещают основной (вводный) курс обучения. В Норвегии родители тратятся на большую сумму для обучения ребёнка вождению авто, потому что остальное образование (в том числе и высшее) в стране бесплатно.

Начинаем с теории

Теоретический запас знаний каждый из обучающихся в норвежской автошколе (а их в стране примерно 600) может получать самостоятельно, взяв пособие для автомобилистов в библиотеке или пользуясь специальными сайтами. Обычно это занимается около месяца, при этом наибольшие сложности испытывают те, кто плохо владеет норвежским или английским (сдавать можно на любом из этих языков). Теоретический экзамен требует регистрации на специальном сайте; выбирается время и место сдачи, далее на компьютере предлагается ответить на различные вопросы, часто одни и те же, но с перефразированием. Всего в теории 45 вопросов. Можно допустить не более 7 ошибок. То есть 85% ответов должны быть правильными, иначе теоретический экзамен будет считаться не пройденным. На все 45 вопросов даётся полтора часа. Экзамен стоит около 300 евро. Но если его сдают с первого раза, плата не взимается. Каждая последующая сдача будет опустошать бюджет претендента на права на указанную сумму.

Если теоретический экзамен сдан, его результаты действительны в течение трёх лет. Но за это время нужно обязательно сдать и практику. Не уложился – придётся сдавать теорию заново, как новичку.

Практические занятия

Их количество зависит от результатов каждого предыдущего этапа. Обучающегося не допустят к следующему занятию, если не пройдено успешно задание предыдущего. За качеством обучения внимательно наблюдает инструктор. Всего в Норвегии около полутора тысяч инструкторов, работающих в автошколах, и каждый из них является специалистом экстра-класса, закончившим специальный двухгодичный университетский курс по подготовке инструкторов вождения автомобиля и получившим соответствующую лицензию. «Договориться» с инструктором не получится, учиться придётся на совесть и доводить необходимые навыки до автоматизма.

Обучают на новых автомобилях с механической коробкой передач. На автоматике тоже можно, однако в этом случае в водительских правах будет стоять специальная отметка, и ездить можно будет только на авто с автоматикой.

Практика состоит из четырёх этапов, и каждый отдельно оплачивается.

Курс первой помощи стоит 85 евро, занимает около 3,5 часов теории. Попутно инструктора устраивают различные ситуации, требующие демонстрации навыков, необходимых в реальной жизни. Например, произошла авария. Что делает российский водитель, увидевший разбитую машину? Выбегает из авто и бежит к пострадавшим, на ходу пытаясь дозвониться по мобильнику в скорую. Норвежский водитель должен достать и надеть жилет, затем вытащить аварийный треугольник и обозначить им место аварии, после осмотреть пострадавших и тогда набрать 113. После чего ответить на три вопроса: как его зовут, где он находится и сколько пострадавших (если они в сознании, то сказать, на что жалуются). Оказывать самому первую помощь можно только в самом крайнем случае. Считается, что так можно больше навредить, чем помочь. Тем более что скорая приезжает очень быстро. Все дорожные пробки мгновенно рассасываются для пропуска экстренных служб. Проехать мимо автомобильной аварии невозможно – это повлечёт лишение прав и может закончиться тюремным заключением. Но тем не менее элементарные навыки первой помощи каждый получит: научат правильно фиксировать голову, если пострадавший без сознания, запретят давать воду, если есть подозрение на внутреннее кровотечение, и т.д.

Ночная езда проводится только с осени по весну. В остальное время данный курс пройти в Норвегии невозможно из-за полярного дня (наступления периода «белых ночей»). На манекены надеваются светоотражатели или тёмная одежда, упражнения на торможение проводятся на разной скорости и в различных ситуациях. Инструктор может специально отвлечь ученика разговорами, а затем неожиданно для последнего через пульт управления показать макет лося, перебегающего дорогу, или пешехода. Реакция претендента на ВУ отрабатывается до автоматизма. После этого курс ночной езды считается пройденным.

Курс безопасной езды предполагает практические занятия в условиях скользкой дороги. Для этого имеются полигоны с оборудованными площадками, где дорожное покрытие смазывается маслом, или покрыто металлическими листами, имитирующими ледовые участки. На разной скорости объезжаются различные препятствия, где машину может занести, она теряет управление и т.д. Инструктор находится рядом, но действовать должен обучающийся. Скользкие поверхности практикуют и на спусках, и на подъёмах. Могут дать старое авто и отключить все вспомогательные системы.

В Норвегии большое внимание уделяется заботе об окружающей среде и количеству выбросов выхлопных газов. Соответственно нужно уметь ездить на правильной скорости, лишний раз не выжимать сцепление, использовать нужную скорость, резко не тормозить и не газовать. Инструкторы про это помнят и постоянно напоминают.

Курс безопасной езды стоит 660 евро.

Последняя, итоговая ступень обучения – это примерно 13 часов теории и практики (в зависимости от индивидуальных успехов обучающегося данное количество времени может быть увеличено или сокращено). Сюда входят две дальние (по 4-6 часов) поездки с двумя учениками, когда «туда» машину ведёт один, а «обратно» – другой, езда по оживлённым городским районам, упражнения с обгонами на автостраде и т.д. Каждый час вождения стоит 73 евро.

В результате полного курса обучения инструктор вызывает специалиста из государственного дорожного управления Норвегии (не полицейского!), который задаёт несколько вопросов по устройству авто, а затем наблюдает часовую поездку по городу, умение парковаться, выезд задним ходом и т.д. Экзамен стоит 115 евро. К этой сумме добавляется стоимость аренды автомобиля у автошколы (230 евро). Если всё в порядке, оплачивается бланк ВУ (30 евро), который приходит по почте через день после итогового экзамена.

Когда норвежские права уже получены, можно задуматься о международных, которые позволят ездить и за пределами стран ЕС (хотя Норвегия в Евросоюз не входит). Оформлением таких прав занимается наш сайт. Приглашаем вас оформить международное водительское удостоверение без формальностей, легко и быстро!

Пожалуйста, введите Ваш email в поле ниже и нажмите "Подписаться"
Подпишитесь и получите наиболее полные инструкции о приобретении и использовании Международных Водительских Прав, а также советы для водителей при нахождении зарубежом

IMPORTANT NOTICE: Due to quarantine for COVID-19 we will be able to ship your IDL only after 5th of April 2020. But an electronic version will be ready within 24 hours.

Getting a driver's license in Norway
September 14, 2018

Getting a driver's license in Norway

If you have a driver’s license got not in the European Union state, or in the US, you have an opportunity to use it on Norwegian roads. But only for three months. After that, you will have to pass the procedure for getting a driver’s license (this time Norwegian) again, both in theoretical and practical parts. In this article we will tell you how to do this.

Algorithm for obtaining a driving license in Norway

It is extremely comfortable to have a driving license in Norway, as there are many small towns where it is very inconvenient and expensive without a car. But the procedure for obtaining a DL in Norway is cumbersome, long and expensive (all together cost more than three thousand euros, or 150 thousand rubles). A Norwegian driver’s license holder is almost a divine being, because he suffered so many difficulties while getting the license! By the way, Norwegian DL was previously issued up to the age of 100. Now it is limited to 75 years. That is, the driver’s license isn’t changed every 10 years, as, for example, in Russia. According to statistics, in Norway, 50,000 people out of 5 million (one percent) are trained every year, and about 80% of them get a driving license. Usually Norwegians pass the exam successfully on the second or third attempt.

For getting a driving license in Norway, certain conditions are necessary:

A foreigner has the right to register for passing the obtaining a driver’s license procedure no earlier than after six months of having the status of “residence permit”.

High school students begin to take driving lessons at the age of 16, but they are allowed to drive only at 18. They, as well as those who haven’t reached the age of 25 and have never had a driving license received in other countries, attend the main (introductory) course. In Norway, parents spend a lot of money on teaching a child how to drive a car, because the rest of the education (including higher one) is free in the country.

Start with theory

Every student of Norwegian driving school (and there are about 600 of them in the country) can gain theoretical knowledge independently, taking the manual for motorists in the library or using special sites. Usually it takes about a month, with the greatest difficulties experienced by those who are poorly fluent in Norwegian or English (you can pass exam in any of these languages). The theoretical exam requires registration on a special website; the time and place of exam are selected, then the computer is asked to answer various questions, often the same, but paraphrased. There are in total 45 questions in theory. You can make no more than 7 mistakes. That is, 85% of answers must be correct, otherwise the theoretical examination will be considered not passed. You are given an hour and a half to answer all 45 questions. The exam costs about 300 euros. But if it is passed on the first try, no fee is charged. Each follow-up try will devastate the applicant’s budget by the defined amount.

If the theoretical examination is passed, its results are valid for three years. But during this time it is necessary to pass the practical one. If you didn’t succeed in it, you pass the theory again, as a beginner.

Practical lessons

Their number depends on the results of each previous stage. The student won’t be allowed to attend the next lesson if the previous one wasn’t successfully passed. The instructor watches closely the training quality. There are about 1,500 instructors working in driving schools in Norway, and each of them is an extra-class specialist who completed a special two-year university course in training instructors for driving a car and got a license. “Agreement” with the instructor won’t work, you will have to study better and finish the necessary skills with automatism.

Students train on new cars with manual transmission. Automatic one is also possible, but in this case there will be a special mark in your driver’s license, and you will be allowed to drive only a car with automatic gearbox.

A practice consists of four stages, and each is paid separately.

The first aid course costs 85 euros. It takes about 3.5 hours of theory. In passing, instructors create various situations that require demonstrating the skills needed in real life. For example, there is an accident. What does the Russian driver do when he sees a broken car? He runs out of the car and runs to the victims, at the same time trying to call an ambulance on his cell phone. The Norwegian driver must get the vest and put it on, then pull out the emergency triangle and indicate the place of the accident, then examine the injured and dial 113. Then he should answer three questions: what his name is, where he is and how many injured are (if they are conscious, then say what they complain about). He can provide first aid himself only in the most extreme case. It is believed that it is possible to do more harm than help. Especially since the ambulance comes very quickly. All traffic jams instantly ease off to let emergency services pass. It is impossible to drive by a car accident – this will entail a license deprivation and may result in imprisonment. But nevertheless, everyone will gain elementary skills of first aid: they will learn to fix the head correctly, if the victim is unconscious, they will forbid giving water if there is a suspicion of internal bleeding, etc.

Night driving is taught only from autumn to spring. The rest of the time this course can’t be completed in Norway because of the polar day (the “white nights” period comes). Mannequins are put on retro-reflectors or dark clothes; there are braking exercises at different speed and in different situations. The instructor can specifically distract the student by talking, and then unexpectedly for the latter to show the moose model running across the road, or a pedestrian, through the control panel. The reaction of the DL candidate is worked off with automatism. After this, the night driving course is considered passed.

Safe driving requires practical training on a slippery road. There are practice grounds with equipped sites, where the road surface is covered with oil or metal sheets simulating ice areas. Various obstacles, where the car can skid, lose control, etc, are passed at different speeds. The instructor is nearby, but the student must act himself. Slippery surfaces are practiced both on backfalls and rises. They can give the old car and deactivate all supporting systems.

In Norway, much attention is paid to the care of the environment and the amount of exhaust fumes. Accordingly, you must be able to drive at the correct speed, not to depress the clutch without need, use the right speed, not to brake or step on gas hard. Instructors remember it and constantly remind of that.

Safe driving course costs 660 euros.

The final stage of training is approximately 13 hours of theory and practice (this amount of time can be increased or reduced, depending on the student’s individual success). This includes two long-distance (for 4-6 hours) trips with two students, when “there” the car is driven by one, and “back” – by the other; there are driving in busy urban areas, exercises with overtaking on the motorway, etc. Each hour of driving costs 73 euros.

As a result of the full training course, the instructor calls a specialist from the Norwegian State Road Administration (not a police officer!), who asks several questions about car structure, and then watches an hour-long driving around the city, the ability to park, reverse, etc. The exam costs 115 euros. This sum is added to the cost of renting a car from a driving school (230 euros). If everything is fine, a DL form (30 euros) is paid and comes by mail one day after the final exam.

When Norwegian license is already obtained, you can think about international one that will allow you to travel outside the EU countries (although Norway is not part of the EU). Registration of such rights is made by our site. We invite you to issue an international driving license without formalities, easily and quickly!

Please type your email in the field below and click "Subscribe"
Subscribe and get full instructions about the obtaining and using of International Driving License, as well as advice for drivers abroad