Автомобильные аккумуляторы:  виды и характеристика
Апрель 26, 2019

Автомобильные аккумуляторы: виды и характеристика

Автомобильный аккумулятор (аккумуляторная кислотная батарея, или АКБ) – вещь сезонная, хоть и используется круглый год. Ведь крутить коленвал в тёплое время года несложно. Но стоит похолодать, и сразу в полный рост встаёт вопрос о нелёгкой судьбе стартёра. Именно он норовит превратиться в чисто активное сопротивление, потребляющее очень большой ток. В итоге аккумулятор пытается отказать. Если он неисправен, то двигатель машины в штатном режиме завести не удастся. Как предупредить «умирание» аккумулятора, как выбрать хорошую и трудоспособную батарею – об этом речь в данной статье.

Для чего нужны АКБ в автомобилях

Назначение аккумулятора заключается в запуске двигателя, а также выполнении функций источника питания в бортовой сети машины при заглушённом моторе. Автомобильный аккумулятор также выступает в роли стабилизатора напряжения бортовой сети транспортного средства.

Наиболее распространёнными являются АКБ с номинальным напряжением 12 вольт. Их можно встретить на легковых автомобилях, микроавтобусах, легких и средних грузовиках. Аккумуляторы с напряжением 6 вольт применяются на мотоциклетной технике. А батареи с напряжением 24 вольта эксплуатируются на тяжёлых грузовиках, специальной и военной технике.

Для запуска двигателя требуется его прокрутка, которую обеспечивает стартёр. А питание стартёра обеспечивает аккумуляторная батарея. Поэтому их ещё часто называют стартёрными АКБ. В этот момент стартёр потребляет большой ток (несколько сотен ампер), разряжая батарею автомобиля. После того, как машина завелась, выработку электроэнергии в бортовой сети обеспечивает генератор. Схема построена так, что при поездке на автомобиле, аккумулятор подзаряжается и восполняет заряд, который был отдан при запуске мотора.

Принцип действия аккумулятора

Принцип действия свинцово-кислотного аккумулятора базируется на основе электрохимических реакциях Pb и PbO2 в электролите. В качестве электролита используется водный раствор серной кислоты. В автомобильном аккумуляторе протекают десятки различных реакций, но мы рассмотрим только основные. Когда на выводы аккумуляторной батареи подаётся внешняя нагрузка, запускается электрохимический процесс взаимодействия электролита с оксидом свинца. В результате протекания этой реакции металлический Pb окисляется до PbSO4. При разряде АКБ на аноде идёт процесс восстановления PbO2, а на катоде происходит окисление Pb. В процессе заряда аккумуляторной батареи для автомобиля протекает обратный процесс. Когда сульфат свинца расходуется, начинается процесс электролиза воды. В ходе его протекания на катоде и аноде выделяются водород и кислород, соответственно. В результате выделения водорода и кислорода создается впечатление, что электролит кипит. Лучше избегать этого процесса, поскольку при нём расходуется вода, растёт плотность электролита, а из-за гремучей смеси (водород + кислород) повышается опасность взрыва.

Чтобы поддерживать необходимый уровень электролита, в элементы АКБ при необходимости доливают дистиллированную воду.

Характеристики АКБ авто

 

Ёмкость аккумулятора характеризует количество отдаваемого электричества при разрядке до минимально допустимого напряжения. Единица измерения ёмкости – ампер-часы.

Ток холодной прокрутки ещё называется пусковым током. Согласно ГОСТ проверка на заявленный пусковой ток проводится после охлаждения АКБ до -18 градусов Цельсия. Автомобильный аккумулятор разряжается пусковым током 30 секунд. После этого его напряжение должно быть не меньше 8,4 вольта. В случае разряда продолжительностью 150 секунд напряжение должно быть не меньше 6 вольт.

Электродвижущая сила батареи (ЭДС) – параметр, показывающий напряжение на выводах батареи, на которую не повешена внешняя нагрузка и нет утечек. ЭДС можно измерить при помощи вольтметра или мультиметра.

Внутреннее сопротивление АКБ автомобиля объединяет в себе сопротивление сепараторов, электродов, электролита, выводов и прочих элементов батареи.

Степень заряженности зависит от множества факторов, и точное значение узнать сложно. Но ориентировочно степень заряженности оценивается по ЭДС и плотности электролита.

Саморазряд АКБ – процесс уменьшения ёмкости аккумулятора. Он вызван окислительно-восстановительными процессами на электродах.

Кроме того, важно учитывать срок хранения АКБ. Аккумулятор может храниться некоторое время в сухозаряженном состоянии прежде, чем попадет к потребителю. Немаловажно знать и срок эксплуатации, ну и особенности конструкции АКБ (вес, типоразмер).

Виды АКБ автомобиля

Сурьмянистые АКБ ушли в прошлое и сегодня для автомобилей не используются. В электродах этих батарей содержится больше пяти процентов сурьмы. Малосурьмянистые: пластины с уменьшенным содержанием сурьмы стали использовать для того, чтобы снизить разложение воды на кислород и водород. Но проблема обслуживания в них до сих пор актуальна. На сегодняшний день один из наиболее распространённых видов АКБ. Кальцием стали легировать свинцовые решетки для решения проблемы расхода воды и снижения саморазряда. При этом добавилась проблема потери ёмкости при глубоком разряде. Гибридные батареи – современные автомобильные аккумуляторы, которые стали попыткой найти компромисс между малосурьмянистыми и кальциевыми аккумуляторами. AGM и гелевые батареи – относительно новые аккумуляторы для автомобилей. Они стали следующим шагом в обеспечении безопасной эксплуатации автомобильных аккумуляторов. Щелочные аккумуляторы – вместо кислоты роль электролита выполняет щелочь. Наиболее распространены аккумуляторы никель-железо и никель-кадмий. Литий-ионные АКБ довольно перспективны, но на сегодняшний день не получили широкого применения на автомобилях из-за ряда нерешённых проблем.

Даже если в вашем авто нет проблем с аккумулятором, не забудьте в дорогу и международное водительское удостоверение, а если его у вас ещё нет – приглашаем быстро и легко его оформить – на нашем сайте.

Пожалуйста, введите Ваш email в поле ниже и нажмите "Подписаться"
Подпишитесь и получите наиболее полные инструкции о приобретении и использовании Международных Водительских Прав, а также советы для водителей при нахождении зарубежом

IMPORTANT NOTICE: Due to the COVID-19 pandemic and closed borders, there is a huge delay in the delivery of regular airmail and EMS. Please choose UPS or DHL, if it is important for you to receive the document on time.

Car batteries: types and characteristics
April 26, 2019

Car batteries: types and characteristics

A car battery (rechargeable acid battery) is a seasonal thing, although it is used all year round. After all, it is easy to turn the crankshaft in the warm season. But the moment it gets cold, the full blown question of the starter’s “difficult fate” raises immediately. It is the one which tries to turn into a purely active resistance, consuming much current. As a result, the battery is trying to fail. If it is faulty, you won’t be able to start the car’s engine in normal mode. How to prevent the “dying” of the battery, how to choose good and workable one – this is discussed in the article.

What are batteries in cars for?

The purpose of the battery is to start the engine, as well as perform the functions of a power source in the car’s on-board network when the engine is turned off. The car battery also acts as a voltage regulator for the vehicle’s electrical system.

The most common are batteries with a nominal voltage of 12 volts. They can be found in cars, vans, light and medium trucks. Batteries with a voltage of 6 V are used on motorcycles. And batteries with a voltage of 24 V are operated on heavy trucks, special and military equipment.

To start the engine, its motoring is required, which is provided with the starter. And the starter is powered by a rechargeable battery. Therefore, they are often called starter batteries. At this point, the starter consumes much current (several hundred amperes), discharging the car battery. After the car started, the generator provides electricity production in the on-board network. The circuit is designed so that when traveling by car, the battery recharges and replenishes the charge given when the engine was started.

Battery’s principle of operation

The principle of operation of a lead-acid battery is based on the electrochemical reactions of Pb and PbO2 in the electrolyte. An aqueous solution of sulfuric acid is used as the electrolyte. Dozens of different reactions take place in the car battery, but we will consider only the main ones. When an external load is applied to the battery leads, the electrochemical process of interaction of the electrolyte with lead oxide starts. As a result of this reaction, metallic Pb is oxidized to PbSO4. When the battery is discharged, PbO2 is reduced at the anode, and Pb is oxidized at the cathode. The process of charging the car battery is reverse. When lead sulfate is consumed, the process of water electrolysis begins. During this process, hydrogen and oxygen are evolved at the cathode and anode, respectively. As a result of the evolving of hydrogen and oxygen, it seems that the electrolyte boils. It is better to avoid this process, because it consumes water, the electrolyte density increases, and because of the explosive mixture (hydrogen + oxygen) the danger of an explosion increases, too.

To maintain the required level of electrolyte, distilled water is added to the battery cells, if necessary.

Characteristics of car battery

Accumulation capacity characterizes the amount of electricity given off when discharging to the minimum permissible voltage. The unit of capacity measurement is ampere-hours.

CCA (cold cranking amps) is also called the starting current. According to GOST, the declared starting current is checked after cooling the battery to -18 degrees Celsius. The car battery is discharged with a starting current in 30 seconds. After that, its voltage must be at least 8.4 volts. In the case of a discharge lasting 150 seconds, the voltage must be at least 6 volts.

The electromotive force of the battery (EMF) is a parameter that indicates the voltage at leads of the battery that is not loaded externally, and there are no leaks. EMF can be measured with a voltmeter or multimeter.

The internal resistance of the vehicle battery combines the resistance of separators, electrodes, electrolyte, leads and other battery cells.

The level of charge depends on many factors, and it’s difficult to measure the exact indicator. But the approximate level of charge is measured by EMF and electrolyte density.

Self-discharge of the battery is a process of the battery capacity’s reduction. It is caused by redox processes on electrodes.

In addition, it is important to consider the shelf life of the battery. The battery can be stored for some time in a dry-charged state before it reaches the consumer. It is also important to know the service life and design features of the battery (weight, size).

Types of car battery

 

Antimonial batteries are gone and aren’t used for cars today. The electrodes of these batteries contain more than five percent antimony. Low-antimonial: low antimony plates were used to reduce decomposition of water into oxygen and hydrogen. But the problem of their service is still relevant. It is one of the most common types of batteries today. Lead grids became to be alloyed with calcium to solve the problem of water consumption and self-discharge reduction. At the same time, the problem of capacity loss during a deep discharge arose. Hybrid batteries are modern car batteries, which have become an attempt to find a compromise between low-antimonial and calcium batteries. AGM and gel batteries are relatively new car batteries. They became the next step in ensuring the safe operation of car batteries. Alkaline batteries – instead of acid, the role of electrolyte is played by alkali. The most common batteries are nickel-iron and nickel-cadmium. Lithium-ion batteries are quite promising, but today they aren’t widely used in cars due to a number of unsolved problems.

Even if you have no problems with the battery in your car, don’t forget to take an international driver’s license on the road, and if you still don’t have one, we invite you to quickly and easily process it on our website.

Please type your email in the field below and click "Subscribe"
Subscribe and get full instructions about the obtaining and using of International Driving License, as well as advice for drivers abroad