Военные победы «Студебеккера»
Ноябрь 16, 2018

Военные победы «Студебеккера»

«Студебеккер» – символ победы антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне, и это – не преувеличение. Двести тысяч этих машин было поставлено в СССР в соответствии с контрактами ленд-лиза. История использования студебеккеров в военное время – это отдельный разговор. Поэтому мы решили в отдельной статье осветить все моменты, связанные с боевым вкладом компании «Студебеккер» в историю вооружений.

Первая мировая и автомобилестроение

Повышенные грузоподъёмность и проходимость грузового электромобиля «Студебеккер» были востребованы в вооружённых силах США, начиная с 1908 г. Такие авто широко использовались для работы на складах военно-морских портов. Скорость их составляла 13 км/ч, а полезная нагрузка – от 750 кг до 5 т. Но ещё раньше, в 1907 г., для доставки срочных депеш в армейских подразделениях использовались 30-сильные спортивные модели Н. В 1917 г. капитан Артур Кроссмэн на 24-сильном шасси SF изготовлял быстроходные пулеметные тачанки, развивавшие скорость 96 км/ч. В 1918 г. на «Студебеккере» был построен один из первых мире танков.

Когда Первая мировая окончилась, фирма продолжила поставки в американские вооружённые силы своей серийной продукции. Так, крупные госпитали заказывали «Студебеккеру» установленные на удлинённые шасси легковых автомобилей вместительные санитарные кузова «Метрополитен». Такая работа велась с 1928 г. В 1933 г. была создана специальная военная машина пулеметный бронеавтомобиль Т5 для сопровождения кавалерии (на легковом шасси). В 1939 г. для санитарных машин стали использоваться 90-сильные автомобили «Коммандер».

Вклад «Студебеккера» в победу антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне

Когда началась Вторая мировая война, руководство «Студебеккера» взялось за создание полноприводных армейских машин. В феврале 1940 г. появился первый армейский полуторатонный грузовик K15F (4×4), унифицированный с гражданской серией К-25 и оснащённый ведущими мостами «Тимкен».

«Студебеккер» заключил контракт с французским правительством на поставку двух тысяч коммерческих 2,5-тонных машин К-25 с 86-сильным двигателем «Геркулес JXK» и пятиступенчатой коробкой передач, отличавшихся от серийных лишь защитной решеткой радиатора.

От военного ведомства США в 1941 г. был получен заказ на 4724 машины 2,5-тонного варианта K-25S (6×6).

На основе модели K-25S «Студебеккером» был создан собственный 2,5-тонный грузовик US6 (6×6) с плоской военизированной облицовкой радиатора, прямоугольными передними крыльями и деревометаллическим кузовом с тентом и откидными скамьями на 16 мест.

Выпуск серии US6 начался в январе 1942 г., и к концу года «Студебеккер» ежемесячно изготовлял по 4 тыс. машин. Эти автомобили шли на поставки по ленд-лизу.

В 1942–44 гг. фирма выпускала пятитонную серию 6×6, включавшую бортовые грузовики US6.U7 и US6.U8 с лебедкой и короткобазный седельный тягач US6.U6. Автомобили серии US6 весили 3670–4850 кг, имели официальную полную массу 8,6 т, дорожный просвет – 250 мм, запас хода – до 400 км, развивали скорость 72 км/ч и в среднем расходовали 38 л топлива на 100 км. Их широко использовали для установки различных кузовов и вооружения.

К малоизвестным военным автомобилям «Студебеккера» относятся опытные низкопрофильные машины, построенные в 1941–43 гг. и унифицированные с семейством US6. Самым оригинальным был полуторатонный вариант LC (4×4), напоминавший скорее прицеп, чем автомобиль. Это была самоходная платформа с вынесенным вперёд центральным постом управления и двумя продольными скамейками во всю длину открытого кузова, под которым продольно справа устанавливался 109-сильный двигатель «Геркулес JXD», а слева – топливный бак, радиатор и инструментальный ящик. Импровизированную кабину водителя создавал тент кузова с целлулоидными стёклами.

Облегчённые низкопрофильные машины LA и LB (6×6) отличались расположением запасных колес и места водителя – рядом с двигателем или в крайнем левом углу кузова. Это позволило увеличить площадь грузовой платформы, уменьшить собственную массу и габаритную высоту до 1,9 м. Трёхтонный вариант LD снабжался пониженной грузовой платформой и односкатными шинами.

Фирма «Студебеккер» изготовляла также двигатели для бомбардировщиков В17 и гусеничные транспортеры «Визл».

Поставки студебеккеров в СССР

Ленд-лиз (англ. lend-lease, от lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду) – система передачи Соединёнными Штатами Америки взаймы или в аренду военной техники и др. материальных средств странам-союзницам в годы Второй мировой войны. В ноябре 1941 г. США распространили действие закона о ленд-лизе на СССР.

Поставлявшийся в соответствии с условиями ленд-лиза «Студебекер US6» был стандартным и абсолютно рядовым американским автомобилем, почти не известным в США и в западноевропейских странах, так и оставшимся во втором эшелоне автотехники периода Второй мировой войны. Он имел классическую компоновку и традиционную конструкцию, его грузоподъёмность на шоссе составляла 5 т, на местности – 2,5 т (в СССР её оценивали в 4 т). Автомобиль оснащался рядным шестицилиндровым бензиновым двигателем «Геркулес JXD» (5243 см3, 87 л.с.), сухим однодисковым сцеплением «БраунЛайп», механической пятиступенчатой коробкой передач «Уорнер» и двухступенчатой раздаточной, индивидуальным карданным приводом мостов «Тимкен» с разъёмным картером, задней рессорно-балансирной подвеской, двухместной цельнометаллической кабиной (с 1943 г. – открытой с мягким верхом), шестивольтовым электрооборудованием и шинами размером 7.50-20. В Саут Бенде такие автомобили выпускали до конца 1944 г.

Миномёты в СССР устанавливали на различные платформы, но в апреле 1943 г. был принят унифицированный образец БМ-13 (реактивного миномёта «Катюша») на шасси Studebaker US6.

Всего Штаты поставили в СССР через Иран, Аляску и Мурманск около 200 тыс. «студебеккеров». В каждом авто также имелся набор гаечных ключей и в качестве спецодежды – красивая непромокаемая шоферская куртка из тюленьей кожи. Последнюю, к слову, никогда рядовым водителям не давали – она изымалась интендантами.

В отличие от советских грузовиков, «американец» имел полный привод – на все три оси. Кроме полноприводной модели US6x6 в Красную армию поставлялся US6x4 с колёсной формулой 6×4. Но эксплуатировать «Студебеккеры» было сложно. Из-за постоянной перегрузки ломались диски сцепления, чулки задних мостов. Без груза по шоссе скорость составляла примерно 40 км/ч, с грузом – 30 км/ч. Однако в СССР «студеры» любили – за отличную проходимость и комфортность, а также удобство эксплуатации.

После окончания войны часть машин была отправлена обратно в США в соответствии с договором о ленд-лизе. Оставшиеся машины стояли на вооружении Советской Армии до 1950 г., а также участвовали в восстановлении народного хозяйства СССР.

Те, кто мог садиться за руль «Студебеккера», должны были иметь водительские права. Впрочем, это требование не является исключением и сегодня – неважно, управляете вы грузовиком или легковым автомобилем. Но национальных водительских прав сегодня недостаточно, а международное водительское удостоверение оформляется легко и быстро – на нашем сайте. Обращайтесь, мы поможем вам обзавестись этим документом без лишних хлопот.

Пожалуйста, введите Ваш email в поле ниже и нажмите "Подписаться"
Подпишитесь и получите наиболее полные инструкции о приобретении и использовании Международных Водительских Прав, а также советы для водителей при нахождении зарубежом

IMPORTANT NOTICE: Due to the COVID-19 pandemic and closed borders, there is a huge delay in the delivery of regular airmail and EMS. Please choose UPS or DHL, if it is important for you to receive the document on time.

Military victories of Studebaker
November 16, 2018

Military victories of Studebaker

The Studebaker is a symbol of anti-Hitler coalition’s victory in the Second World War, and this is not an exaggeration. Two hundred thousand of these machines were delivered to the USSR in accordance with the Lend-Lease contracts. The history of using Studebakers in wartime is a separate conversation. Therefore, we decided to highlight in a separate article all the points related to the military contribution of the Studebaker to the history of armament.

The First World War and automotive industry

The increased load capacity and off-road capability of the Studebaker electric truck were in demand in the US armed forces since 1908. Such vehicles were widely used for work in warehouses of naval ports. Their speed was 13 km/h, and the payload was from 750 kg to 5 tons. But even earlier, in 1907, 30-power N sports models were used to deliver urgent messages to army divisions. In 1917, Capt. Arthur Crossman, on a 24-power SF chassis, manufactured high-speed machine-gun carts, which developed a speed of 96 km/h. In 1918, one of the first world’s tanks was manufactured on Studebaker.

When the First World War ended, the firm continued to supply its serial products to the US armed forces. So, large hospitals ordered Studebaker capacious “Metropolitan” sanitary coaches, installed on elongated chassis of passenger cars. Such work was conducted since 1928. In 1933, a special military vehicle, machine-gun armored car T5 to accompany the cavalry (on chassis), was created. In 1939, 90-power Commander cars were used for ambulances.

The contribution of Studebaker to the anti-Hitler coalition’s victory in the Second World War

When the Second World War began, the leadership of Studebaker took up the creation of all-wheel-drive army vehicles. In February 1940, the first army one-and-a-half-tonne truck K15F (4×4) appeared, unified with the civilian K-25 series and equipped with Timken leading axles.

Studebaker concluded a contract with the French government to supply two thousand commercial 2.5-ton K-25s with the 86-horsepower Hercules JXK engine and a five-speed gearbox that differed from the series ones only with a radiator grille.

In 1941, an order for 4724 vehicles of a 2.5-ton version of the K-25S (6×6) was received from the US military, .

Based on the K-25S, Studebaker created its own 2.5-ton truck US6 (6×6) with a flat paramilitary radiator cowl, rectangular front panels and woodmetal body with sun protection roof and folding benches for 16 seats.

The production of the US6 series began in January 1942, and by the end of the year, Studebaker produced 4,000 cars a month. These cars were supplied under the Lend-Lease.

In 1942-1944, the company produced a five-ton 6×6 series, which included side-trucks US6.U7 and US6.U8 with a winch and a short-base semi-trailer truck US6.U6. The US6 trucks weighed 3,670-4,850 kg, had an official gross weight of 8.6 tons, a road clearance of 250 mm, a fuel distance of up to 400 km, reached a speed of 72 km/h and used an average of 38 liters of fuel per 100 km. They were widely used to install various bodies and weapons.

The little-known military vehicles of Studebaker include experienced low-profile vehicles built in 1941-1943 and unified with the US6 family. The most original was the one-and-a-half-ton LC (4×4) version, which was more like a trailer than a car. There were the 109-power engine “Hercules JXD”, and on the left – a fuel tank, a radiator and a tool box. The improvised driver’s cab was created by canvas top with celluloid glass.

Lightweight low-profile LA and LB (6×6) trucks differed in the location of spare wheels and the driver’s seat – next to the engine or in the far left body corner. This increased cargo bed’s space, reduced curb weight and overall height to 1.9 m. The three-ton version of the LD was equipped with a lowered cargo bed and single-tires.

The firm “Studebaker” also manufactured engines for the B17 bombers and the “Weasle” crawler-transporters.

Supplies of Studebakers to the USSR

The Lend-lease policy – the system of transfer by the USA on loan or lease of military equipment and other materiel to allied countries during the Second World War. In November 1941, the US extended the Lend-Lease Act to the USSR.

The Studebaker US6, delivered under the Lend-Lease, was a standard and absolutely ordinary American vehicle, almost unknown in the US and Western European countries, and remained in the second echelon of vehicles during the Second World War. It had a classic layout and traditional design; its carrying capacity on the highway was 5 tons, on the ground – 2.5 tons (in the USSR it was estimated at 4 tons). The car was equipped with a six-cylinder gasoline engine “Hercules JXD” (5243 cm3, 87 hp), a dry single-plate clutch “Brown-Lipe”, a mechanical five-speed transmission “Warner” and a two-speed transfer, a “Timken” independent cardan drive of axles with a split case, rear leaf-equalizing suspension, a two-seater all-metal cabin (since 1943 – open with a soft top), six-voltage electrical equipment and tires, sized 7.50-20. In South Bend, such trucks were produced until the end of 1944.

In the USSR, mine throwers were installed on various platforms, but in April 1943 a unified model of the BM-13 (the Katyusha rocket launcher) on the Studebaker US6 chassis was adopted.

In total, the US supplied about 200 thousand Studebakers to the USSR through Iran, Alaska and Murmansk. Each truck also had a set of spanners and as an overall – a nice waterproof driver’s jacket made of sealskin. The last, by the way, were never given given to ordinary drivers – it was confiscated by intendants.

Unlike Soviet trucks, the “American” had four-wheel drive – on all three axles. In addition to the all-wheel drive US6x6, the Red Army was supplied with US6x4, which had the 6×4 wheel arrangement. But it was difficult to operate the Studebaker. Because of the constant overload, clutch plates and rear-axle tubes were broken. Without cargo, the speed on roadway was about 40 km/h, with cargo – 30 km/h. However, the “studers” were loved in the USSR – for excellent off-road capability and comfort, as well as ease of use.

After the end of the war, some of the vehicles were sent back to the United States in accordance with the Lend-lease agreement. The remaining vehicles were in service of the Soviet Army until 1950, and also participated in the restoration of the USSR national economy.

Those who could get behind the Studebaker’s wheel, had to have a driver’s license. However, this requirement is not an exception today – it doesn’t matter whether you drive a truck or a car. But the national driving license is not enough today, and the international one is issued easily and quickly – on our website. Write us, and we will help you to get this document without needless hassle.

Please type your email in the field below and click "Subscribe"
Subscribe and get full instructions about the obtaining and using of International Driving License, as well as advice for drivers abroad